Положение об Общественной Думе Волгограда

(утв. решением организационного комитета социально значимого проекта «Общественная дума Волгограда» от 06.02.2014 г., от 31.03.2016 г.)

1.Общие положения

1.1. Общественная  дума Волгограда осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Европейской хартией местного самоуправления, другими общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральными Законами от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 19.05.1995г., (ред. 31.01.2016 г. ) №82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 21.07.2014 г. №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»,  настоящим Положением на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

1.2. Общественная дума Волгограда является общественным представительным органом и работает на общественных началах.

1.3. Деятельность Общественной думы Волгограда строится на началах демократизма, законности, гласности, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, коллегиальности в интересах населения города Волгограда.

1.4. Главной целью Общественной  думы Волгограда является вовлечение жителей в  осуществление  реального местного самоуправления, укрепление взаимодействия с органами муниципальной власти Волгограда для решения вопросов устойчивого развития города и  повышения благосостояния населения.

1.5. Основными задачами Общественной думы Волгограда являются:

1.5.1. Осуществление взаимодействия с активом социальных сред, лидерами общественного мнения и представителями экспертного сообщества Волгограда.

1.5.2. Мониторинг гражданской активности, выработка новых форм и методов организации работы с населением по актуальным вопросам развития Волгограда.

1.5.3. Мониторинг социальных конфликтов в городе и содействие их разрешению.

1.5.4. Независимый содержательный аудит проектов нормативно-правовых актов по вопросам развития Волгограда на предмет их соответствия интересам населения.

1.5.5. Создание условий для формирования эффективной системы местного самоуправления.

1.5.6. Содействие развитию различных форм и механизмов участия жителей города в работе органов местного самоуправления.

1.5.7. Вовлечение муниципального сообщества (жителей) в процесс принятия ключевых решений, касающихся развития Волгограда.

1.5.8.  Выработка и реализация новых  механизмов и форм участия жителей в процессе формирования и реализации социально-экономической политики Волгограда.

1.5.9. Обеспечение эффективного взаимодействия жителей с органами государственной власти и местного самоуправления с целью повышения качества жизни.

1.5.10. Консолидация интересов общественных и иных некоммерческих организаций, представителей деловых кругов, профессиональных союзов, общественных деятелей науки, культуры для обеспечения эффективного и конструктивного диалога с органами государственной власти и местного самоуправления по созданию благоприятных условий для повышения качества жизни населения.

1.5.11. Содействие социально-экономическому развитию Волгограда, развитию различных форм и механизмов гражданского участия в процессах принятия решений органами местного самоуправления и осуществление общественного контроля за их деятельностью.

1.5.12. Анализ, общественная экспертиза, аудит и оценка проектов нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления по решению вопросов развития Волгограда .

2.  Состав и порядок формирования Общественной думы Волгограда.

2.1. Общественная дума Волгограда формируется из представителей общественных объединений, действующих в  Волгограде, выдвигаемых в соответствии с их Уставами.

2.2 Количественный состав Общественной думы Волгограда определяется решением организационного комитета.

2.2. Персональный состав Общественной думы утверждается организационным комитетом путем рейтингового голосования.

2.4. Срок действия Общественной думы – 1 год со дня ее первого заседания.

3.Полномочия Общественной думы Волгограда.

3.1. Общественная  дума Волгограда при осуществлении своей деятельности взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления Волгограда и обладает следующими полномочиями:

3.1.1. Принимать решения по вопросам общественного и социально-экономического развития Волгограда.

3.1.2. Запрашивать в установленном порядке у государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, граждан информацию, необходимую для работы Общественной  думы Волгограда.

3.1.3. Вносить предложения в государственные органы, органы местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития общественных и иных некоммерческих организаций, рекомендации, аналитические и информационные материалы, проекты распорядительных документов по вопросам, касающимся интересов жителей Волгограда.

3.1.4. Приглашать на свои заседания представителей органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций при обсуждении вопросов, решение которых входит в их компетенцию.

3.1.5. Проводить общественные слушания и обсуждения по наиболее важным и острым социальным и общественно-экономическим проблемам в Волгограде.

3.1.6. Делегировать своих общественных депутатов (представителей) для участия в совещаниях, общественных советах, при рассмотрении местных целевых программ и программ экономического и социального развития Волгограда.

3.1.7. Проводить общественный мониторинг за соответствием принимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления Волгограда нормативно-правовых актов интересам и потребностям жителей Волгограда.

3.1.8. Осуществлять общественную экспертизу нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления Волгограда для исследования, анализа и оценки их на предмет соответствия интересам жителей Волгограда.

3.1.9. Привлекать для проведения общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления Волгограда, разработки документов и материалов специалистов, коллективы и организации.

3.1.10. Проводить проверку нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления Волгограда в целях определения их соответствия интересам жителей Волгограда.

3.1.11. Осуществлять расследование сведений о произошедших нарушениях общественных интересов жителей Волгограда путём сбора информации и документирования фактов указанных нарушений.

3.1.12. Проводить различные мероприятия, реализовывать собственные социально значимые проекты и программы, способствующие консолидации общественных сил в рамках реализации приоритетных программ в социальной, экономической, общественной сфере Волгограда, а также по вопросам жизнедеятельности и развития города Волгограда.

3.1.13. Готовить предложения органам государственной власти, главе Волгограда, администрации города Волгограда, Волгоградской городской Думе, иным органам по общественно-политическим, социально-экономическим аспектам, вопросам культурной политики  и иным вопросам жизнедеятельности города.

3.2. Общественная дума Волгограда оставляет за собой право общественного контроля за исполнением принятых управленческих решений органами государственной власти, главой Волгограда, администрацией города Волгограда, Волгоградской городской Думой, иными органами.

3.3. Общественная дума Волгограда оставляет за собой право выходить с правотворческой инициативой в органы государственной власти и местного самоуправления Волгограда.

4. Порядок работы Общественной думы Волгограда

4.1. На первом организационном собрании открытым голосованием  простым большинством голосов от числа присутствующих общественных депутатов Общественная  дума Волгограда в качестве обязательных рассматривает следующие вопросы :

 – выборы Председателя, заместителя Председателя и секретаря;

– утверждение  регламента;

– формирование постоянных комиссий.

4..2. Совет Общественной думы Волгограда состоит из Председателя Общественной  думы Волгограда, его заместителя , секретаря и председателей постоянных комиссий Общественной думы.

Совет Общественной думы действует в периоды между заседаниями думы и вправе от ее имени выдвигать и рассматривать инициативы, запрашивать информацию, осуществлять различные формы общественного контроля, направлять материалы в органы власти и в средства массовой информации.

4.3. Председатель думы Волгограда избирается на общем собрании Общественной думы Волгограда простым большинством от присутствующих общественных депутатов Общественной думы Волгограда на срок действия Общественной думы Волгограда.

4.4. Заместитель Председателя Общественной думы Волгограда избирается на общем собрании Общественной думы Волгограда простым большинством от присутствующих общественных депутатов Общественной думы Волгограда на срок действия Общественной думы Волгограда.

4..5. Секретарь Общественной думы Волгограда избирается на общем собрании Общественной думы Волгограда простым большинством от присутствующих общественных депутатов Общественной думы Волгограда на срок действия Общественной думы Волгограда.

4..6. Председатель Общественной думы Волгограда:

– руководит подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Общественной  думы Волгограда;

– созывает заседания Общественной думы Волгограда;

– ведёт заседания Общественной думы Волгограда;

– подписывает решения и протоколы заседания Общественной думы Волгограда, принятые по вопросам её деятельности, а также иные документы, исходящие от думы;

– представляет думу во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

4.7. Заместитель Председателя Общественной думы Волгограда осуществляет свои функции в соответствии с распределением обязанностей, установленным думой; выполняет поручения Председателя Общественной  думы Волгограда; исполняет полномочия председателя Общественной  думы Волгограда в случае его отсутствия или невозможности исполнения им своих полномочий по его специальному поручению.

4.8. Секретарь  Общественной думы Волгограда руководит общественным секретариатом Думы; ведёт делопроизводство; доводит  до  сведения  общественных депутатов Общественной  думы Волгограда время и место проведения заседаний думы; подготавливает проекты решений; подписывает протоколы заседаний.

4.9. Созыв очередных заседаний думы осуществляется Председателем Общественной  думы Волгограда.

4.10. Созыв внеочередных собраний осуществляется Председателем Общественной думы Волгограда, или инициативной группой не менее половины от списочного состава общественных депутатов Общественной  думы Волгограда.

4.11. Решения на заседании Общественной думы Волгограда принимаются простым большинством от присутствующих общественных депутатов Общественной  думы Волгограда.

4.12. Заседание Общественной думы Волгограда является правомочным при участии в нём простого большинства (50%+1 голос) от списочного состава общественных депутатов Общественной думы Волгограда.

4.13.  Заседания Общественной думы Волгограда проводятся не реже одного раза в месяц.

4.14. Общественная дума Волгограда создает постоянные комиссии по:

– социальному мониторингу;

– общественному контролю и аудиту;

– общественной экспертизе ;

– по обращениям граждан.

            5. Статус общественного депутата Общественной думы Волгограда.

            5.1. Общественными депутатами могут быть граждане Российской Федерации , достигшие 18-летнеговозраста и обладающие активным избирательным правом в городе Волгограде.

            5.2.  Общественными депутатами не могут быть:

            – лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость;

            – руководители организаций , которым в соответствии с Федеральным Законом от 25 июня 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, распространения экстремистских материалов – в течение одного года со дня вынесения предостережения, если оно не было признано судом незаконным.

5.3. Общественные депутаты осуществляют свою деятельность лично и не вправе делегировать свои полномочия другим лицам.

5.4. Решение о досрочном прекращении полномочий (отзыве) общественного депутата  может быть принято организационным комитетом. На данном заседании общественному депутату должна быть дана возможность дать объяснения.

Основанием для досрочного прекращения полномочий (отзыва) являются:

– добровольная отставка на основании лично поданного заявления на имя Председателя Общественной  думы Волгограда;

– смерть или невозможность осуществления полномочий по состоянию здоровья;

– утрата статуса избирателя Волгограда или появление обстоятельств, не совместимых со статусом общественного депутата (п.5.2. настоящего Положения);

– неявка на заседания Общественной думы без уважительных причин более трех раз;

– отказ принимать участие в голосовании во время заседания думы более трех раз;

– ненадлежащее поведение, порочащее честь и достоинство общественного депутата.

 В каждом конкретном случае применения данного основания общественность должна быть на условиях открытости и гласности подробно проинформирована о том, в чем именно выразилось ненадлежащее поведение общественного депутата.

5.5. Общественные депутаты обязаны:

5.5.1. соблюдать настоящее Положение, и требования председательствующего на заседании думы;

5.5.2. регистрироваться на каждом заседании думы и лично участвовать в заседаниях думы до их завершения;

5.5.3. вовремя являться на заседания;

5.5.4. о невозможности присутствовать на заседании или причинах опоздания к началу заседания думы общественный депутат  обязан заблаговременно информировать Председателя думы;

5.5.5. принимать обязательное участие в голосовании;

5.5.6. заранее знакомиться со всеми материалами, представленными на заседание;

5.5.7. выступать на заседании думы строго соблюдая регламент и требования председателя;

5.5.8. не допускать в своих выступлениях оскорбительных выражений.

5.6. Общественные депутаты вправе:

5.6.1. избирать и быть избранным в органы думы;

5.6.2. вносить предложения по повестке дня заседания думы, по порядку ведения заседания думы;

5.6.3. вносить предложения и замечания по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

5.6.4. участвовать в прениях, задавать вопросы докладчику (содокладчику);

5.6.5. выступать с обоснованием своих предложений;

5.6.6. оглашать обращения жителей Волгограда, имеющих общественное значение;

5.6.7. ставить вопрос о необходимости разработки нового решения думы, вносить предложения по изменению действующих решений;

5.6.8. от своего имени или по поручению инициативной группы выступать с альтернативными проектами;

5.6.9. настаивать на повторном подсчете голосов.

6. Экспертный совет

            6.1. При Общественной думе Волгограда создается экспертный совет. Решение о его создании и персональном составе принимается на заседании Общественной думы.

            6.2. В качестве экспертов к работе в экспертном совете привлекаются наиболее профессионально подготовленные и компетентные в сфере своей деятельности специалисты.

            6.3. Экспертные проверки экспертный совет проводит по письменному поручению Председателя Общественной думы.

            6.4. Экспертные заключения, принимаемые экспертным советом, подлежат рассмотрению на общем заседании  Общественной думы.

7. Взаимодействие со средствами массовой информации

7.1. Деятельность Общественной думы Волгограда освещается в средствах массовой информации.

7.2. Председатель Общественной думы Волгограда в течение 3-х рабочих дней после заседания Общественной думы Волгограда информирует жителей в средствах массовой информации (в том числе, сети Интернет) о результатах заседаний, а также информирует о результатах голосования  каждого из депутатов по каждому вопросу.

7.3. Общественная  дума имеет свой интернет-сайт.